Исповедники Головинские или несвятые святые Казанской обители
Приход храма иконы Божией Матери “Знамение” в Аксиньино продолжает исследовать биографии насельниц Казанского Головинского монастыря, которые в тяжёлые годы после закрытия своей родной обители продолжали сохранять веру и память о любимом месте в Головино.
Сегодня наша речь пойдёт о монахине Александре (Ефимовой), которая с 16-летнего возраста находилась в монастыре вплоть до его закрытия.
Александра Яковлевна родилась в 1881 году и происходила из крестьян одноимённого с будущим местом своих молитвенных подвигов села Головино, Щелковского района. До 1921 года матушка Александра находилась в Казанском монастыре, а после закрытия обители ещё несколько лет трудилась там в монастырской артели. Многие монахини того времени, чтобы остаться при своих обителях организовывали трудовые артели, что давало право жить и работать в привычном месте. К 1924 году власть закрыла Головинскую артель и монахини разошлись кто куда.
На этом трудности в жизни монахини Александры не закончились, так как она была лишена избирательных прав. Попытки восстановить свое положение оставались тщетными. Сохранились письма, которые матушка писали местным властям:
“…Я вернулась на родину, где и проживаю в собственном доме. Следовательно, порвала я всякую связь с монастырем и проживаю на средства от личного труда уже 6-ой год и, несмотря на это, я в настоящее время лишена избирательных прав, а, главное, даже лишена продовольственного пайка в кооперации, где я состою членом. А Вам хорошо известно, что имея земли на одного едока, без побочных заработков, я обречена на нищенство, т.к. приобретать хлеб у частника я не в состоянии. Поэтому, принимая во внимание истекший пятилетний срок после жительства меня в монастыре и занимаясь личным трудом, прошу Вашего ходатайства о восстановлении меня в избирательных правах, дабы иметь мне возможность получать через кооперацию необходимый мне продовольственный паек, без чего жить совсем нет сил”.
Ответ на эти письма-просьбы был всегда один:
“Вам в восстановлении избирательных прав отказано как бывшей монахине”.
В 1931 году матушку Александру постигло новое несчастье – высылка в Казахстан на 5 лет. Многие ссыльные в то время погибали в дороге от голода, а некоторые уже на поселении ввиду тяжелых трудов и условий содержания. Монахиня Александра оказалась заколенной не только духовно, но и физически. В жарких степях Казахстана она пахала землю, выполняла работы в поле и стегала одеяла. После окончания срока ссылки матушка вернулась обратно, однако Головинский монастырь был окончательно закрыт и порушен, поэтому ей пришлось вернуться в свой родительский дом. Здесь она часто посещала местный храм в честь святителя Николая. Во время изгнания монахиня Александра получила болезнь – ее не оставлял страшный кашель, у нее очень болели ноги. Каждую службу в храме она молилась сидя.
Стоит особо отметить, что матушка сумела сохранить и привезти в свое родное село некоторые предметы монастырского быта. О них чуть более подробно мы расскажем в наших следующих публикациях, так один из них сохранился до наших дней.
Помимо этого в деле монахини Александры сохранились письма, которые она писала своей бывшей насельнице по Головинскому монастырю. В скором времени мы постараемся опубликовать и эту довольно любопытную переписку, которая всегда начиналась с одного и того же приветствия:
“Христос посреде нас, дорогая о Господе сестра Саша. Кланяюсь я тебе и желаю от Господа доброго здоровья, душевного и телесного на многие годы, и в делах твоих помоги тебе Господи…”
Умерла монахиня Александра (Ефимова) в 1959 году и была похоронена в селе Маврино.
Царство Небесное и вечный покой монахине Александре из Казанского Головинского женского монастыря!