История Казанского Головинского женского монастыря

SAM_0552

Высокая красного кирпича колокольня, чей купол возвышается над прижавшимися  к ней со всех сторон жилыми домами, – последнее воспоминание о некогда славном  и широко известном Казанском Головинском женском монастыре. Селение Головино известно с XV века. Оно получило название по имени своего  владельца Ивана Ховрина, который как умелый строитель получил прозвище Голова.  История монастыря началась несколько веков спустя. Со второй половины XIX века сельцом владели потомственный дворянин Михаил  Иванович Головин и его супруга Варвара Ильинична. Хозяйка Головина была очень  набожна и религиозна, любила принимать странников и юродивых. В имение  Головиных пришел и странник старец Николай (в миру Иродион Иванович Гулин). Не  имея детей, еще при жизни жены с ее согласия он принял монашество и был  пострижен в схимонахи. Он поселился с позволения хозяев в хижине в парке и  через некоторое время приобрел всеобщее уважение. В 1862 году двумя девицами из Рязани в Головино была привезена Казанская икона  Божией Матери, написанная специально для схимонаха Николая академиком живописи  Михаилом Николаевичем Васильевым. Старец предсказал, что в скором времени здесь  будет основан Казанский монастырь. Одна из рязанских паломниц и стала первой  настоятельницей новой обители. В конце 1870-х годов богатый купец Николай Игнатьевич Сидоров приобрел часть  земли В.И. Головиной и построил на ней богадельню на 20 человек. В 1880 году он  выкупил у дочери помещицы оставшуюся часть земли и стал ходатайствовать об  учреждении в сельце Головине Казанской женской общины, которая и была учреждена  Святейшим Синодом в 1881 году с условием не испрашивать пособий из  государственной казны. На следующий год возводится деревянный храм в честь  Казанской иконы Божией Матери, в трехъярусном иконостасе которого слева от  Царских врат была установлена Казанская икона Богородицы, принадлежавшая старцу  Николаю.

В 1884 году в общине подвизалось уже 55 сестер и имелось восемь благоустроенных  домов для 80 монашествующих, налажен быт, обустроены дома причта. Н.И. Сидоров  вновь обратился в Синод с просьбой переименовать развивающуюся общину в  монастырь. Разрешение последовало в 1886 году. Настоятельницей монастыря  единогласно была избрана монахиня Магдалина (в миру Мария Михайловна  Стрельникова), 52-летняя женщина, происходившая из крестьян Тульской губернии. В 1885–87 годах на средства вологодского купца Николая Никитича Киселева в  память о его покойной супруге, погребенной на кладбище при общине, возведен  пятиглавый каменный Свято-Троицкий храм с приделами в честь Черниговской иконы  Божией Матери и Марии Магдалины. В 1893 году в обители был освящен новый больничный корпус с церковью во имя  мученицы Акилины, средства на постройку которого пожертвовала известная  московская благотворительница купчиха Акилина Алексеевна Смирнова (в монашестве  Рафаила), не дожившая до окончательной отделки корпуса. Среди прочих монастырских зданий выделялись двухэтажные каменный трапезный  корпус и полукаменный настоятельский. Другие хозяйственные и жилые постройки  обители были в большинстве своем одноэтажными и деревянными. В 1901 году освящено новое здание церковно-приходской школы, а в 1906 году  завершилось возведение новой каменной ограды со Святыми вратами. На рубеже XIX–ХХ веков известный московский журналист А. Ярцев так описывал  свои воспоминания от монастыря: «Обитель расположена просторно, на приволье.  Все ее здания блестят чистотой и новизной, сгруппировались уютно и оставили еще  много места для будущих построек.
100_2323

Самый симпатичный уголок между двумя храмами, деревянным и новым каменным,  вблизи которых нашли себе вечный покой отошедшие туда, где нет ни печали, ни  воздыханий. Дом настоятельницы монастыря, корпуса больницы, богадельни, келий  сестер, трапезной и другие заключают собою остальные монастырские постройки.  Почти все они деревянные, и это отсутствие каменных громад придает еще более  простоты и чистоты общей светлой картине обители. Общее впечатление этой внешней картины, как и везде в немноголюдных и нешумных  монастырях, успокаивающее, навевающее на душу и мир, и отраду. Настроение,  которое вы принесли с собой из города, – это сложное, нервное, тревожное  настроение, постепенно смывается волною светлых и живых впечатлений, и город с  его житейскою суетою уходит куда-то далеко, далеко…» К 1910 году пришла в ветхость построенная в 1882 году деревянная колокольня,  которую в ознаменование 25-летия обители было решено заменить на новую,  спроектированную архитектором Александром Афанасьевичем Латковым. Она была  заложена в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери 8/21 июля  1911 года и завершена к 1913 году. До последних предреволюционных лет монастырь богател, обстраивался. В обители  процветали различные рукоделия, так, например, на Всемирной выставке в Париже в  1900 году за золотошвейную работу с жемчугом монастырь получил «Большой приз». После 1917 года, чтобы сохранить монастырь, сестры, подобно тому, как это  делалось в других обителях, создали сельскохозяйственную артель, но уже в 1923  году она была ликвидирована, а в 1929 закрыли и сам монастырь. Здания его были  переданы под жилье рабочим ткацкой фабрики имени Петра Алексеева. Последний храм был закрыт в 1931 году. Чтимую Казанскую икону Божией Матери  перенесли в храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» Аксиньине. С соседним  Аксиньинским, а также с Ховринским приходом была связана и дальнейшая судьба  многих насельниц и священнослужителей монастыря, некоторые из которых  исповедали свою веру в Господа мученической смертью на Бутовском полигоне. Последние монастырские строения были снесены в 1970 году. К этому времени  уничтожены и остатки кладбища, где находились могилы клириков, жертвователей,  академика живописи Кирилла           Викентьевича Лемоха, его жены Варвары Федоровны, их внука Мити Менделеева…  Теперь здесь стоят пяти- и семиэтажные жилые дома и психиатрический диспансер  Головинского района.
kol2

Здание колокольни, которое так и не сумели разрушить в годы богоборчества, ныне  охраняется государством как памятник архитектуры. В 1992 году оно было приписано к  приходу иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино. В колокольне была  обустроена часовня, освященная в августе 1997 года викарием Московской епархии  архиепископом Истринским Арсением. Владыке Арсению сослужили благочинный  Всехсвятского церковного округа протоиерей Стефан Пристая и настоятель  Знаменского храма в Аксиньине протоиерей Иоанн Мазов. К сожалению, близлежащие постройки не позволяют возвести на месте  разрушенного Казанского монастыря храм. Вскоре после освящения к  колокольне-часовне был пристроен алтарь, но по протесту местных жителей его  пришлось разобрать. Так и возвышается одинокая Головинская колокольня на  Кронштадтском бульваре как памятник былого благочестия и напоминание о годах  богоборчества, «словно поминальная свеча по погибшему монастырю».
kol1

За последние полтора года продолжились работы по восстановлению и  благоукрашению Колокольни. По просьбе и.о. настоятеля храма иконы Божией Матери  «Знамение» в Аксиньино священника Владимира Герасимова прихожане храма активно  собирались на «субботники» — было вывезено из внутренних помещений Колокольни  несколько контейнеров строительного мусора, проведено электричество. Стараниями  прихожан Колокольни были  приобретены новые колокола. 2-го июля 2012 на колокольне состоялся водосвятный  молебен с чином освящения новых колоколов. В декабре того же года колокола были  повещены и мы услышали, долгожданное звучание колокольного звона, после 30-ти  летнего молчания. На  Колокольне  по субботам духовенством Аксиньинского храма служатся молебны, панихиды,  читается Акафист Казанской иконе Божией Матери. Престарелые жители окрестных  домов, не имеющие физической возможности добраться до ближайшего храма,  исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин.